?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Поделюсь небольшим языковым наблюдением. Уже достаточно давно замечаю, что при встречах представителей власти, чиновников с народом или гражданским обществом, они, эти представители все чаще стали обращаться к присутствующим «коллеги».

То есть, в тех ситуациях публичных выступлений, встреч, в которых раньше произносилось: «Уважаемые товарищи!» или «Товарищи, призываю вас к порядку», «ну это несерьезно, товарищи», «Товарищи, во что же мы превратим нашу встречу, если все будем кричать без микрофона...», слово «товарищи» заменилось почему-то на «коллеги». Думаю, что уже можно говорить не о частных случаях, а о тенденции.

Первый вопрос: что не так с «товарищами»? Все представители власти учились в школе и знают, что это слово не большевики придумали («Товарищ, верь, взойдёт она...», «Нет уз святее товарищества»). Однако, увы, современное чиновничество это обращение никогда не употребляет, даже случайно, в задумчивости. Не хотят равенства, которое это обращение подразумевает? Хотят подчеркнуть, что «всё, то время прошло»: не для того разваливали, чтобы товарищами называть?

Второй вопрос: а почему не «Дамы и господа»? Логично было бы... Но то ли не удостаивают простой народ/граждан/рядовых избирателей такого обращения, то ли наоборот, боятся негативной реакции...

Но «коллеги»-то почему? Берут пример с университетских преподавателей или ученых, действительно, часто выступающих в среде своих коллег? Слишком часто пересматривают мультфильм «Следствие ведут колобки»?
В раздумьях...

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
moralg
Aug. 29th, 2015 08:09 pm (UTC)
Давненько не общался в такого рода тусовках. Интересное наблюдение.:)
ogolovok
Aug. 29th, 2015 08:19 pm (UTC)
"Коллеги" ввёл в обращение Путин. А называть наш электорат "господа" язык не поворачивается. Почему отвергли "товарищи" вы правильно поняли! Есть ещё "сударь" и "сударыня" - но это несколько высокопарно!
izvietta
Aug. 29th, 2015 09:24 pm (UTC)
Значит, просто обезъянничают вслед за начальством? Я знала, что должен быть какой-то экстралингвистический фактор :).
Что же до "электората"... Чем он хуже избирающего Меркель или Обаму, если на то пошло?
ogolovok
Aug. 30th, 2015 08:26 am (UTC)
Конечно, обезьянничают! Чем отличается электорат? У них господ 80%, а у нас 10%!
izvietta
Aug. 30th, 2015 08:29 am (UTC)
А по какой причине вы делаете такое странное соотношение?
ogolovok
Aug. 30th, 2015 08:41 am (UTC)
По ширине пропасти в уровне жизни.
lavrinenkoe
Aug. 30th, 2015 09:35 am (UTC)
По вашему 80 процентов господствуют над 20-ю? Вы путаете дух мещанства и дух господства.
ogolovok
Aug. 30th, 2015 09:55 am (UTC)
В данном случае "господин" это не социальное положение, а звание. В армии не каждый полковник командует полком. Чаще всего писарь или интендант!
lavrinenkoe
Aug. 30th, 2015 06:34 pm (UTC)
Ещё лучше. Потребителю присвоили звание, значение которого адресует к господству. Всё чудесатее и чудесатее.
alexander_gorn
Aug. 29th, 2015 09:09 pm (UTC)
Ну а что им ещё остаётся говорить? Я их даже понимаю отчасти: некоторых индивидов и у меня "товарищами" язык назвать не поворачивается, ибо это как раз те товарищи, которые нам совсем даже не товарищи. Господами я уж и подавно никого звать не собираюсь, потому как где господа, там и рабы - а я не хочу быть ни над кем господином, но и чьим бы то ни было рабом быть отказываюсь категорически. Остаётся "граждане", но это слово у нас традиционно имеет несколько... эээ... казённо-уголовный оттенок. К тому же, скажем прямо, гражданство тоже подразумевает некоторые обязанности, поэтому и граждане из этих, которые не товарищи, в общем-то никакие. "Уважаемый" - тоже не катит, ибо какое уж там уважение... Ну а честно озвучить всё, что я о них думаю, получится сильно некультурно. И как их в итоге называть?
avkukarin
Aug. 30th, 2015 04:51 am (UTC)
На лицо девальвация понятия «коллеги»: единственно приличное по остаточному принципу. Так ведь тоже нельзя. Задачка.
izvietta
Aug. 30th, 2015 07:39 am (UTC)
Да, есть такая проблема. Но того, кого вы не назовете товарищем и коллегой назвать нельзя.
avkukarin
Aug. 30th, 2015 04:54 am (UTC)
вот такой возник вопрос
«Коллеги» по какой деятельности? Может быть ответ найдётся и феномен станет яснее. Какая главная деятельность чиновников? О себе или о стране? Вот те, которые о стране, те могут стеснятся, а те, которые о себе, то точно «коллеги по цеху». Только цех тот слишком непритязателен и слово выбрано, как приличиствующий эвфемизм.
izvietta
Aug. 30th, 2015 07:44 am (UTC)
Re: вот такой возник вопрос
Между собой они, конечно, коллеги. Но если "коллеги" приходят на смену "товарищам", то ясно, по крайней мере, что: обращение "господа" не приживается, но налицо увеличение дистанции "коллега" подальше "товарища" будет.

Edited at 2015-08-30 07:45 am (UTC)
avkukarin
Aug. 30th, 2015 11:54 am (UTC)
Re: вот такой возник вопрос
С психологической стороны безусловно. Дело ведь не только в меньшей сплочённости, но и в вопросе деятельности, ради которой это сплочение осуществляется: настолько ли она ценна?
ru_ghost3d
Aug. 30th, 2015 05:51 pm (UTC)
В нефтянке на всех совещаниях обращаются друг к другу "коллеги". Общепринятое обращение.

Когда так обращаются к зрителям, к народу -- это что-то снисходительное, имхо.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

izvietta
izvietta

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow